Когда консультирую по маркетингу давно сложившиеся компании, производства, часто приходится объяснять, что входит в функции отдела маркетинга. Компания успешно работала 15-20 лет, заняла свою долю рынка, но вот наступили новые времена, продавать становится труднее, непонятно что делать с продвижением в интернете и что вообще делает маркетолог.
Давайте разберемся:
- Исследование рынка и анализ конкурентов: Маркетологи изучают рынок, анализируют поведение потребителей и изучают конкурентов, чтобы определить потенциальные возможности и угрозы. Например, маркетолог может провести исследование рынка, чтобы определить, какие новые продукты или услуги могут быть востребованы, или проанализировать конкурентов, чтобы выявить их слабые места и разработать стратегию конкурентного преимущества.
Методы исследования:
— конкурентный анализ или тайный покупатель (запрос коммерческих предложений у конкурентов, сравнение цен и условий поставки на сайте).
— анализ рынка — объем выручки в рублях в отрасли (поможет Росстат и отраслевые справочники), объем в физических показателях — сданные квадратные метры в новостройке или киловатты потраченной электроэнергии
— количественные исследования: анкетирование текущих клиентов, измерение узнаваемости бренда среди целевой аудитории
— качественные исследования: глубинные интервью с покупателями, изучение мотивов к покупке, этапов принятия решения, точек контакта с аудиторией.
— маркетинговая аналитика: АВС-анализ продуктовой линейки, клиентов. - Разработка маркетинговой стратегии: Маркетологи определяют цели и задачи компании, разрабатывают маркетинговую стратегию и план действий.
Инструменты
— расчет воронки продаж. Сколько нужно привлечь клиентов, чтобы выполнить план продаж
— медиаплан. Подбор каналов продвижения, откуда мы можем получить новых клиентов
— расчет рекламного бюджета — сколько денег нужно потратить, чтобы получить новых клиентов
— разработка креативов. Что писать в рекламе и коммерческих предложениях, чтобы клиенты выбрали компанию
Консультация по подбору рекламных каналов и составление медиплана. - Создание и управление брендом: Маркетологи отвечают за создание и управление брендом компании. Они разрабатывают брендинговую стратегию, создают логотипы, слоганы и другие элементы бренда.
Инструменты
— разработка фирменного стиля и брендбука.
— разработка креативов в рекламные кампании
— разработка и печать фирменной полиграфии и сувениров
— оформление выставочных стендов
— разработка каталогов продукции
— разработка веб-сайта
— написание рекламных текстов
— ведение социальных сетей и пиар активностей компании
— организация фото и видеосъемки о компании и ее продукции - Разработка рекламных кампаний: Маркетологи создают и реализуют кампании оффлайн и онлайн, маркетолог может создать рекламную кампанию на социальных медиа, разработать контент-маркетинговую стратегию или организовать мероприятие для привлечения новых клиентов.
Инструменты
— создание рекламной кампании на Яндекс.Директ
— продвижение компании в справочниках: Яндекс.Бизнес, 2gis, Google.Bussiness и других
— интеграции с блоггерами, СМИ
— продвижение на маркетплейсах, агрегаторах услуг (Авито, Профи.Ру, Кворк и другие) - Анализ эффективности и оптимизация: для этого в компании должна быть настроена аналитика
— веб-аналитка: Яндекс.Метрики и/или Google.Analytics
— коллтрекинг, если компания принимает телефонные звонки
— CRM-система, которая учитывает все входящие обращения клиентов и фактические продажи.
Кроме этого, используются инструменты маркетинговой аналитики
— АВС-анализ товаров и клиентов
— удовлетворенность клиентов качеством обслуживания, анкета NPS
— стоимость клиента в разрезе рекламных каналов/регионов
— расчет коэффициента сезонности для планирования продаж
Подробнее про KPI отдела маркетинга.
.
Естественно, все функции используются только в крупных компаниях на конкурентных рынках. В большинстве российских компаний штатный маркетолог занимается производством контента — фото, видео, дизайн-макетов и размещением рекламы.
Исследование рынка, брендинг и иногда аналитика, отдается подрядчикам в специализированные компании.
Вы можете заказать у меня Исследование рынка, размещение рекламных кампаний на Яндекс.Директ, фирменный стиль, или получить консультацию — как лучше организовать работу отдела маркетинга конкретно у вас на предприятии.