функции отдела маркетинга

Функции отдела маркетинга с примерами

Когда консультирую по маркетингу давно сложившиеся компании, производства, часто приходится объяснять, что входит в функции отдела маркетинга. Компания успешно работала 15-20 лет, заняла свою долю рынка, но вот наступили новые времена, продавать становится труднее, непонятно что делать с продвижением в интернете и что вообще делает маркетолог.

Давайте разберемся:

  1. Исследование рынка и анализ конкурентов: Маркетологи изучают рынок, анализируют поведение потребителей и изучают конкурентов, чтобы определить потенциальные возможности и угрозы. Например, маркетолог может провести исследование рынка, чтобы определить, какие новые продукты или услуги могут быть востребованы, или проанализировать конкурентов, чтобы выявить их слабые места и разработать стратегию конкурентного преимущества.
    Методы исследования:
    — конкурентный анализ или тайный покупатель (запрос коммерческих предложений у конкурентов, сравнение цен и условий поставки на сайте).
    — анализ рынка — объем выручки в рублях в отрасли (поможет Росстат и отраслевые справочники), объем в физических показателях — сданные квадратные метры в новостройке или киловатты потраченной электроэнергии
    — количественные исследования: анкетирование текущих клиентов, измерение узнаваемости бренда среди целевой аудитории
    — качественные исследования: глубинные интервью с покупателями, изучение мотивов к покупке, этапов принятия решения, точек контакта с аудиторией.
    — маркетинговая аналитика: АВС-анализ продуктовой линейки, клиентов.
  2. Разработка маркетинговой стратегии: Маркетологи определяют цели и задачи компании, разрабатывают маркетинговую стратегию и план действий.
    Инструменты
    — расчет воронки продаж. Сколько нужно привлечь клиентов, чтобы выполнить план продаж
    — медиаплан. Подбор каналов продвижения, откуда мы можем получить новых клиентов
    — расчет рекламного бюджета — сколько денег нужно потратить, чтобы получить новых клиентов
    — разработка креативов. Что писать в рекламе и коммерческих предложениях, чтобы клиенты выбрали компанию
    Консультация по подбору рекламных каналов и составление медиплана.
  3. Создание и управление брендом: Маркетологи отвечают за создание и управление брендом компании. Они разрабатывают брендинговую стратегию, создают логотипы, слоганы и другие элементы бренда.
    Инструменты
    — разработка фирменного стиля и брендбука.
    — разработка креативов в рекламные кампании
    — разработка и печать фирменной полиграфии и сувениров
    — оформление выставочных стендов
    — разработка каталогов продукции
    — разработка веб-сайта
    — написание рекламных текстов
    — ведение социальных сетей и пиар активностей компании
    — организация фото и видеосъемки о компании и ее продукции
  4. Разработка рекламных кампаний: Маркетологи создают и реализуют кампании оффлайн и онлайн, маркетолог может создать рекламную кампанию на социальных медиа, разработать контент-маркетинговую стратегию или организовать мероприятие для привлечения новых клиентов.
    Инструменты
    создание рекламной кампании на Яндекс.Директ
    — продвижение компании в справочниках: Яндекс.Бизнес, 2gis, Google.Bussiness и других
    — интеграции с блоггерами, СМИ
    — продвижение на маркетплейсах, агрегаторах услуг (Авито, Профи.Ру, Кворк и другие)
  5. Анализ эффективности и оптимизация: для этого в компании должна быть настроена аналитика
    — веб-аналитка: Яндекс.Метрики и/или Google.Analytics
    — коллтрекинг, если компания принимает телефонные звонки
    — CRM-система, которая учитывает все входящие обращения клиентов и фактические продажи.

    Кроме этого, используются инструменты маркетинговой аналитики
    АВС-анализ товаров и клиентов
    — удовлетворенность клиентов качеством обслуживания, анкета NPS
    — стоимость клиента в разрезе рекламных каналов/регионов
    — расчет коэффициента сезонности для планирования продаж
    Подробнее про KPI отдела маркетинга.
    .

Естественно, все функции используются только в крупных компаниях на конкурентных рынках. В большинстве российских компаний штатный маркетолог занимается производством контента — фото, видео, дизайн-макетов и размещением рекламы.
Исследование рынка, брендинг и иногда аналитика, отдается подрядчикам в специализированные компании.

Вы можете заказать у меня Исследование рынка, размещение рекламных кампаний на Яндекс.Директ, фирменный стиль, или получить консультацию — как лучше организовать работу отдела маркетинга конкретно у вас на предприятии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *