Как составить анкету для проведения маркетингового опроса?

Если у вас большое или маленькое предприятие, то возможно вы задумывались о том:

— кто ваши потребители? Почему они покупают (или не покупают) продукцию у вас?
— если предложить им новый товар, то купят? и по какой цене?
— как ваши потребители принимают решение о покупке?
— какие рекламные каналы вам подходят больше всего? И нужно ли давать рекламу вообще?
— каков результат вашей последней рекламной кампании?

и много других. Ответы на эти вопросы можно получить у ваших потребителей, путем проведения маркетингового опроса.  Для того, чтобы ваш опрос был на самом деле результативным, вот несколько практических примеров. Мы проводим маркетинговые исследования с 2007 года, как для крупных компаний типа ВЦИОМ и ФОМ, так и для частных предприятий города Волгодонска и Ростова.

Ваше исследование должно начаться с вопроса:

1. Какую бизнес-задачу вы хотите решить этим исследованием? (Формирование ассортимента, разработка рекламной кампании или рекламного сообщения, изучение спроса и т.д.).
2. После того, как результаты получены, как вы будете их использовать? Это ключевой вопрос. Часто бывает, что заказчик получив на руки результаты исследования смотрит в цифры и абсолютно не понимает как он может их применить в своем бизнесе. Или для принятия решения ему нужно еще несколько показателей, которые не включили в опросник.

Какие варианты могут быть: выбор рекламных каналов, для размещение рекламы, выбор рекламного сообщения для использования в рекламной кампании, схема работы отдела продаж в зависимости от схемы принятия решения у клиента, выявление списка конкурентов и их преимуществ в глазах клиента, выявление своих преимуществ и недостатков в обслуживании клиентов и т.д.

В зависимости от того, какую задачу вы решаете и как будете использовать результаты, количество и формулировки вопросов в анкете будут отличаться.

Какие же вопросы могут быть в анкете и что они могут выявить?

1. Открытые вопросы. Используются для сбора информации о способах принятия решения, рынке, качестве услуг, когда информации о потребителе очень мало.

Какие напитки вы пьете по утрам чаще всего?
Что для вас важно при выборе товара?
Из-за каких недостатков вы бы не купили товар?

2. Вопросы о способах принятия решения. Сюда можно включить вопросы и для оценки конкурентов.

Кто принимает решение о покупке?
Какие источники информации вы используете для выбора товара?
В какие 5 компаний вы обратитесь в первую очередь, если захотите приобрести товар?

3. Вопросы о качестве, недостатках товара. Можно использовать шкалы или сравнительные характеристики.

Оцените надежность товара от 1 до 10, если 10 максимальный балл.
Этот товар для вас: очень дорогой; дорогой; обычная цена; скорее дешевый; дешевый.

4. Вопросы о потреблении товаров.

Когда вы последний раз покупали товар? (более 1 года назад; от 1 года до 6 месяцев, от 3 до 6 месяцев; менее 3 месяцев назад)
Какие телеканалы вы смотрите? (перечень телеканалов)
Какими свойствами товара вы руководствуетесь при выборе товара (цена, описание, известный бренд и т.д.)
В ближайшие 6 месяцев вы планируете приобретать: список товаров.

Кроме вопросов о товаре, каждая анкета включает в себя блок вопросов о самом потребителе. Чаще всего это:
— пол респондента
— возраст
— образование
— ежемесячный доход (или сведения о наличии автомобиля, отдыха за границей, крупных покупках)
— количество членов семьи, детей в семье
— опыт приобретения определенных товаров
— привычки респондента (вы курите? водите автомобиль?)
и так далее.

Ошибкой является включать в анкету вопросы, на которые респондент может не знать ответа. Пример из опроса жителей 30-километровой зоны атомной станции.
Какой тип атомного реактора вы считаете наиболее безопасным?
— реактор на тепловых нейтронах
— реактор на промежуточных нейтронах
— реактор на быстрых нейтронах.

Если бы опрос проводился среди ученых-ядерщиков или инженеров атомных станций, такой вопросы был бы оправдан. Но опрос проводился среди обычных жителей, можете себе представить что они могли знать о нейтронах.

Ошибкой так же являются вопросы про будущее в формате «Какой товар вы бы купили?». Одна строительная компания хотела провести опрос среди жителей, скольки комнатные квартиры лучше размещать в новом строительном комплексе.
Если строительная компания, которая 15 лет занимается строительством и вдоль и поперек изучила вопрос, сомневается в количестве однокомнатных квартир на этаже, то какой ответ они хотят получить от человека на улице, который первый раз об этом подумал.

Ошибкой так же является мнение, что покупатель досконально знает ваш товар и помнит все его характеристики. Если вы просите сравнить модель А и модель В, вы должны предварительно выяснить, есть ли у него опыт использования этих моделей.

Анкета может иметь от 5 до 200 вопросов сгруппированных по блокам.
Анкета должна иметь шапку, в которой указан номер и дата анкеты, ФИО интервьюера, город в котором проводился опрос, Имя или ФИо респондента, его номер телефона (для проверки, проводился ли вообще опрос этого человека).

Количество анкет определяется численной выборкой целевой аудитории.

Нужно составить анкету или провести маркетинговое исследование? Обращайтесь по почте gorod@infodonsk.ru или по телефону 8-8639-25-76-34 (с 9 до 18 по МСК).

При перепечатке материалов, ссылка на galinatrening.ru обязательна.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *